Вторник, 07.05.2024, 21:37
В мире слов
у Кузнецовой Натальи Алексеевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
класс [24]
творчество [8]
публикации [5]
ссылки [9]
Моим ученикам [0]
Давайте пообщаемся
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Мгновения...
9МАЯ
День Победы
конкурс
Портал готовых презентаций PowerPoint Prezentacii.com
Главная » Статьи » публикации

выступление

Компетенции и компетентностный подход в системе образования

(Выступление на педагогическом совете по теме «От формирования знаний, умений и навыков к формированию ключевых компетенций»)

выступление сопровождается слайдовой презентацией

 

В последнее время мы все чаще слышим: он не компетентен в том или ином вопросе. Но никто из нас не задумывался над вопросом, а вообще-то, какого человека можно считать компетентным? Что включают в себя понятия «компетенция», «компетентность». (Слайд 1)

            Если новые слова возникают, значит это кому-то нужно?

Образование не стоит на месте, и сегодня без компетентностного подхода невозможно совершенствовать систему образования.

Считается, что явление образования в течение всей жизни человека базируется на четырёх основаниях: (Слайд 2)

Учиться знать

Учиться делать

Учиться жить

Учиться быть

И если мы хотим, чтобы наши выпускники, покидая стены школы, определились и были успешными в жизни, важно точно определить основные знания, сформировать ключевые компетенции, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению образования на протяжении всей жизни. Таким образом, компетенция – это результат образования в широком смысле. (Слайд 3)

              Компетенция – это способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.  (Слайд 4)

            Но появление нового результата образования не предполагает отрицание старых традиционных результатов, наоборот, компетенция включает в себя эти результаты.

Чем же отличается компетенция от других результатов образования?   (Слайд 5)

Возьмем традиционные ЗУНы, над формированием которых мы работали при классической, традиционной системе образования.   (Слайд 6)

Знания – информация, присвоенная человеком.

Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки.

Навыки – действия, выполняемые автоматически.

Компетенция же, в отличие от навыка – осознана; в отличие от умения – совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями; в отличие от знания – существует в форме деятельности (реальной и умственной), а не информации о ней.  (Слайд 7)

Конечно, деление на компетенции условно, но все они рассматривают готовность к разрешению проблем разного характера; к самообразованию; к использованию информационных ресурсов; к социальному взаимодействию.

Таким образом, нам, педагогам, необходимо работать над формированием следующих ключевых компетенций:  (Слайд 8)                    (Слайд 9)

  1. социальные компетенции (социально - личностные)
  2. исследовательские
  3. коммуникативные
  4. общекультурные
  5. информационные

И здесь, на пути формирования компетенции, появляется ещё одно понятие: «компетентность»; компетентность – это способность делать что-либо хорошо, эффективно. (Слайд 10)

Если компетенция – это результат образования в широком смысле, то компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности. Поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание, дублирование невозможно, учащийся начинает управлять своей деятельностью, используя различные результаты образования (в том числе и ЗУНы), формируя ресурсный пакет, необходимый для формирования компетенций, которыми будут обладать выпускники.

Таким образом, в современном образовании возникает необходимость использования компетентностного подхода. (Слайд 11)

Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практико – ориентированных проблем, т.к. всё что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования на протяжении всей жизни.

Этот подход акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Внедрение в образовательный, при компетентностном подходе, процесс современных технологий и их элементов, смещение акцентов в преподавании, изменение методик и методов преподавания делают учащегося более успешным, самостоятельным, социально активным. И уже тогда в школе он учится знать через задания проблемного характера.

Ибо, как говорил французский учёный-антрополог Клод Леви Стросс «Учёный – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы»; он учится делать, занимаясь проектной деятельностью; он учится жить, благодаря разным формам общения, коммуникативным технологиям; он учится быть через задания, предполагающие рефлексию, оценку себя!  (Слайд 12)

В любой период, на любом этапе развития системы образования есть свои «+» и «-  , немало вопросов остаётся и сейчас, но «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» (Ч. Дарвин)

«Сегодня начинают востребоваться люди, умеющие быстро адаптироваться к любым изменениям, гибкие, способные работать больше, чем в одной профессиональной позиции: любознательные, пытливые, способные сохранять самообладание в условиях неопределённости и экстремальных ситуациях». (Л. Толстой)

А ситуация в образовании – всегда экстремальная. Значит, мы легко откликнемся на изменения и пересмотрим подходы к преподаванию, изменив тем самым отношение к ученику.

 

Категория: публикации | Добавил: natasha (23.01.2013)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Осталось...
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz