Компетенции
и компетентностный подход в системе образования
(Выступление на педагогическом совете по теме «От
формирования знаний, умений и навыков к формированию ключевых компетенций»)
выступление сопровождается слайдовой
презентацией
В последнее время мы все чаще
слышим: он не компетентен в том или ином вопросе. Но никто из нас не
задумывался над вопросом, а вообще-то, какого человека можно считать
компетентным? Что включают в себя понятия «компетенция», «компетентность». (Слайд
1)
Если новые
слова возникают, значит это кому-то нужно?
Образование не стоит на месте, и сегодня без
компетентностного подхода невозможно совершенствовать систему образования.
Считается, что явление
образования в течение всей жизни человека базируется на четырёх основаниях: (Слайд
2)
Учиться знать
Учиться делать
Учиться жить
Учиться быть
И если мы хотим, чтобы наши
выпускники, покидая стены школы, определились и были успешными в жизни, важно
точно определить основные знания, сформировать ключевые компетенции, которыми
должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к
продолжению образования на протяжении всей жизни. Таким образом, компетенция –
это результат образования в широком смысле. (Слайд 3)
Компетенция – это способность
учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении
актуальных для них проблем. (Слайд
4)
Но
появление нового результата образования не предполагает отрицание старых
традиционных результатов, наоборот, компетенция включает в себя эти результаты.
Чем же отличается компетенция
от других результатов образования? (Слайд
5)
Возьмем традиционные ЗУНы, над
формированием которых мы работали при классической, традиционной системе
образования. (Слайд 6)
Знания – информация, присвоенная человеком.
Умения – подготовленность к практическим и
теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе
усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и
автоматизируясь, превращаются в навыки.
Навыки – действия, выполняемые автоматически.
Компетенция же, в отличие от
навыка – осознана; в отличие от умения – совершенствуется не по пути
автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими
компетенциями; в отличие от знания – существует в форме деятельности (реальной
и умственной), а не информации о ней. (Слайд
7)
Конечно, деление на компетенции
условно, но все они рассматривают готовность к разрешению проблем разного
характера; к самообразованию; к использованию информационных ресурсов; к
социальному взаимодействию.
Таким образом, нам, педагогам,
необходимо работать над формированием следующих ключевых компетенций: (Слайд 8) (Слайд 9)
- социальные
компетенции (социально - личностные)
- исследовательские
- коммуникативные
- общекультурные
- информационные
И здесь, на пути формирования
компетенции, появляется ещё одно понятие: «компетентность»; компетентность
– это способность делать что-либо хорошо, эффективно. (Слайд 10)
Если компетенция –
это результат образования в широком смысле, то компетентность – непосредственный
результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором
способов деятельности. Поскольку освоить деятельность (в отличие от действия)
через подражание, дублирование невозможно, учащийся начинает управлять своей
деятельностью, используя различные результаты образования (в том числе и ЗУНы),
формируя ресурсный пакет, необходимый для формирования компетенций, которыми
будут обладать выпускники.
Таким образом, в современном
образовании возникает необходимость использования компетентностного подхода. (Слайд
11)
Обучение при компетентностном подходе – это процесс
приобретения опыта решения значимых практико – ориентированных проблем, т.к.
всё что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования
на протяжении всей жизни.
Этот подход акцентирует внимание на результате образования,
причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а
способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Внедрение в образовательный, при компетентностном подходе,
процесс современных технологий и их элементов, смещение акцентов в
преподавании, изменение методик и методов преподавания делают учащегося более
успешным, самостоятельным, социально активным. И уже тогда в школе он учится
знать через задания проблемного характера.
Ибо, как говорил французский
учёный-антрополог Клод Леви Стросс «Учёный – это не тот, кто даёт правильные
ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы»; он учится делать, занимаясь
проектной деятельностью; он учится жить, благодаря разным формам общения,
коммуникативным технологиям; он учится быть через задания, предполагающие
рефлексию, оценку себя! (Слайд
12)
В любой период, на любом этапе развития системы образования
есть свои «+» и «- , немало вопросов
остаётся и сейчас, но «Выживает не самый
сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие
изменения» (Ч. Дарвин)
«Сегодня начинают
востребоваться люди, умеющие быстро адаптироваться к любым изменениям, гибкие,
способные работать больше, чем в одной профессиональной позиции:
любознательные, пытливые, способные сохранять самообладание в условиях
неопределённости и экстремальных ситуациях». (Л. Толстой)
А ситуация в образовании – всегда экстремальная. Значит, мы
легко откликнемся на изменения и пересмотрим подходы к преподаванию, изменив
тем самым отношение к ученику.
|