Вторник, 07.05.2024, 21:48
В мире слов
у Кузнецовой Натальи Алексеевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
класс [24]
творчество [8]
публикации [5]
ссылки [9]
Моим ученикам [0]
Давайте пообщаемся
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Мгновения...
9МАЯ
День Победы
конкурс
Портал готовых презентаций PowerPoint Prezentacii.com
Главная » Статьи » публикации

выступление

Современное образование глазами учителя

 

В своем выступлении я постараюсь дать оценку изменениям, происходящим в системе образования, с позиции учителя.

     

О многом мечталось в юности, но выбрала почему-то профессию учителя. Не могу сказать, что это произошло неосмысленно и нецеленаправленно. Наверно, очень хотелось быть похожей на замечательных людей, которые были учителями наставниками на протяжении десяти лет. Возможно, это то, что называют судьбой, от которой не уйдёшь. Но как бы то не было, мне не скучно в школе. Я в ней  уже пятнадцатый год – и все они разные. Я разная, дети разные, жизнь разная… Несмотря на небольшой педагогический стаж, я стала свидетелем многих преобразований, которые произошли в системе образования. Особенно ощутимы, изменения, происходящие в настоящее время. И мало кто может сказать, что профессия учителя скучна и неинтересна.

  Действительно, профессия преподавателя очень интересная, но, в то же время, очень сложная.

         Быстро меняющийся рынок, и, как следствие, изменение запросов общества влекут за собой изменение требований к школе, к педагогу. Очевидно, что постоянное развитие учителя – необходимый фактор успешности ученика.

         И уж такова человеческая сущность, что человек находится в постоянном поиске, пресыщаясь одним, он тут же пробует что-то другое. И пусть не всё удаётся, пусть эти поиски сопряжены с большими трудностями, но достижения обязательно будут. И если речь идёт об учителе, то результат он обязательно увидит в своих учениках.

         Настоящее, как никогда заставляет учителя находиться  в постоянном поиске, пробовать свои силы, включаясь в различного рода эксперименты, так как, по словам аналитика А. Толстых, «Сегодня начинают востребоваться люди, умеющие быстро адаптироваться к любым изменениям, гибкие, способные работать больше, чем в одной профессиональной позиции: любознательные, пытливые, способные сохранять самообладание в условиях неопределённости и экстремальных ситуациях».

         Общество находится в постоянном развитии. Изменения происходят во всех его сферах. На сегодняшний день классическое образование перестаёт отвечать запросам современного общества, поэтому преобразования, происходящие в системе образования вполне оправданны, хотя и сопряжены с большими трудностями. Если в традиционном классическом образовании важно было дать прочные глубокие знания, так как существующий социальный заказ государства сводился к достижению выпускниками определённого уровня обученности, то в современных условиях больше внимания уделяется вопросу: как обучать? Насколько хорошо выпускник сможет ориентироваться в реальности, насколько он будет компетентен. Ведь на сегодняшний день заказчиками школы становятся не только государство, но и семья, общество, работодатели. Именно поэтому изменяются и подходы в преподавании. Теперь главная задача учителя: наряду с формированием привычных ЗУНов (что в классическом образовании было единственно важным) работать над формированием ключевых компетенций учащихся.

Здесь есть свои трудности: трудно изменить уже сложившуюся систему преподавания, трудно учителю перестроиться, выбрать новую траекторию в своей деятельности, но это требование времени, запрос общества, и поэтому, хотим мы этого или не хотим – это важная составляющая работы учителя – откликаться на малейшие изменения, так как именно от учителя зависит будущее его питомцев. Да и использование различных технологий, методик и методов делает образовательный процесс разнообразным, интересным, и ученик становится уже не благодарным слушателем, а непосредственным участником образовательной деятельности. Но для успешной реализации задуманного, для достижения высоких результатов необходимо изменить не только подходы к преподаванию, но и, как мне кажется, пересмотреть содержание учебников, так как рассчитаны некоторые из них именно на традиционное образование.

         Одна из образовательных технологий, активно внедряющаяся в процесс преподавания,  – информационная. Развитие её стало возможным благодаря процессу информатизации школ, а также конкурсу «Лучшие школы», проводимому в рамках ПНП «Образование» в течение трёх лет. Теперь, благодаря не только участию, но и победе в этом конкурсе, многие кабинеты, например, нашей школы, оснащены компьютерной техникой. Это позволяет мне и другим учителям использовать на уроках мультимедийные учебники, презентационно – иллюстративный материал – наиболее эффективное средство подачи и закрепления учебного материала, а учащимся - самостоятельно готовиться к урокам, создавая презентации для своих докладов и выступлений.

Ещё одним условием формирования компетенций учащихся, на мой взгляд, стало профильное обучение, которое сегодня прочно вошло в образовательный процесс и стало неотъемлемой частью образования в нашей школе. Работая в классах предпрофильной подготовки и профильных классах, я убеждаюсь, что это ещё одна возможность подготовки школьников к самостоятельной образовательной и исследовательской деятельности, развитие способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, ибо, как говорил Вальтер Скотт, «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

         На данном этапе развития системы образования внимание к школе – наиболее пристальное. В процесс управления школой включаются общественные структуры. Это позволяет говорить об открытости образования.

         В школах создаются Управляющие советы, в состав которых входят учащиеся, родители, представители общественности. И это ещё один большой плюс в системе образования. Являясь членом Управляющего совета нашей школы, я вижу, что создание его оправданно. Именно на заседаниях УС решаются наиболее важные, наиболее значимые для нашего образовательного учреждения проблемы, о которых теперь общественность знает не понаслышке, а благодаря непосредственному участию в деятельности  Подгорнской школы.

         В связи с изменением деятельности педагога изменяется и оценка его труда. Это связано, прежде всего, с введением новой системы оплаты труда. Хотя этот процесс ещё находится на стадии внедрения, но уже сегодня можно говорить о некоторых результатах. При новой системе труд учителя оценивается в соответствии с его деятельностью. Так, творчески работающий педагог с активной жизненной позицией имеет возможность получить более высокую зарплату, даже если у него нет высшей категории и нет большого стажа. Это возможно благодаря стимулирующей части, включенной в фонд оплаты труда. И у учителя появляется стимул работать лучше, самосовершенствоваться. Но учитель должен оставаться учителем в любой ситуации и помнить о том, что работает он не ради баллов, а деятельность его направлена на развитие и благополучие ученика, на создание комфортных условий для него.

Успешный учитель – пример для учеников. Если учитель, имея активную жизненную позицию, самосовершенствуется и самореализуется через участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, то и учащиеся его непременно станут активными участниками различных образовательных событий.

В последние годы (и это еще один большой плюс) проводится достаточно много конкурсов, где учитель может продемонстрировать свое педагогическое мастерство. И, наверное, наиболее значимым является конкурс лучших учителей образовательных учреждений для получения денежного поощрения  за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках ПНП «Образование». В этом году конкурс проводился в третий раз. На сегодняшний день три преподавателя нашей школы являются победителями, и это радует. Учащиеся этих педагогов также активны и успешны, а это залог их дальнейших побед на нелегком жизненном пути.

На мой взгляд, было бы хорошо, если бы деятельность лучших учителей отмечалась и на региональном уровне не только в виде поощрения, но и в виде какой-либо грантовой поддержки, включающей расходы на образование (переподготовка, стажировка), образовательные путешествия, благодаря которым преподаватель расширял бы свой кругозор и повышал бы, тем самым, свой культурный уровень (многие учителя истории, географии, литературы и других предметов, рассказывают о памятниках культуры нашей страны, зная о них только из информационных источников. Но одно дело – знать, прочитать об этом, другое дело – увидеть своими глазами, прочувствовать).   Грантовая поддержка стала бы хорошим подспорьем и для реализации педагогами индивидуальных проектов. А ведь это еще один стимул в работе учителя.

         Многое ещё остаётся до конца не ясным, многое в системе образования находится на стадии формирования: как будет в дальнейшем оцениваться труд учителя (в связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда); каким будет финансирование образовательных учреждений и образования в целом; каким будет ЕГЭ через год, через два (наша область сдаёт ЕГЭ в течение семи лет, но КИМы не совершенны до сих пор, отношение к нему до сих пор не однозначное); какими будут приоритеты в образовании в дальнейшем. Понятно одно: на всё нужно время, понадобится ещё очень много сил. Но мы с вами очень хорошо знаем, что ничего не бывает просто так. Нужно просто верить в свои силы и возможности, не бояться трудностей и уверенно двигаться вперёд. А ещё, пожалуй, самое важное, несмотря ни на что, нужно очень, очень любить свою профессию. «Ведь всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать». И уж, как говорил Бальзак: «Если не верить в самого себя, нельзя быть гением».                               

Категория: публикации | Добавил: natasha (16.01.2013)
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Осталось...
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz