Эссе «Моя
педагогическая философия»
Жизнь по
собственному сценарию
Уменьшение любви и доброты
есть всегда уменьшение жизни
И.
Бунин
С возрастом
ощутимее становится быстротечность времени, появляется потребность просмотреть
уже «отснятую» часть жизни, «прокрутить» «кадры жизни», на которых уместились находки
и потери, горести и радости.
О многом
мечталось в юности, но выбрала почему-то профессию учителя. Не могу сказать,
что произошло это неосмысленно и нецеленаправленно (хотя можно было попробовать
себя в чем-то другом), и с тех пор школа вошла в меня (или я в нее?), она стала
моей жизнью. Здесь все мои интересы, с ней связано большинство моих мыслей,
здесь мои друзья, здесь я провожу большую часть своего дня, своей жизни.
Возможно, это то, что называют Судьбой,
от которой не уйдешь. Мне не скучно в школе. Я в ней тринадцатый год — и все
они разные. Я разная, дети разные, жизнь
разная. Я постоянно учусь, совершенствуя
свои знания и возможности. Бывает трудно, иногда просто невыносимо, но
по-другому я уже вряд ли уже смогу. Ведь, несмотря ни на что, я счастливый
человек. Меня всегда окружают интересные люди. Прежде всего, это дети. Как же
без их улыбок, шалостей, споров. Именно мне дана уникальная возможность
общаться с ними, погружаться в мир их тайн и интересов. Именно у меня есть
возможность развивать их способности и вселять в каждого из них уверенность в
собственных силах. Можно отработать совершенную технологию производства чего
угодно и поставить это на поток. А как «создать», «получить» личность? Ведь
процесс воспитания и обучения гораздо сложнее. И ведь все мы прекрасно
понимаем, что именно педагог является главным источником знаний, прекрасным
воспитателем (наставником), вдохновителем. Интерес к изучаемому предмету у
учащихся не может сформироваться без участия учителя.
Французский писатель и мыслитель А. де
Сент-Экзюпери заметил, что «в мире довольно людей, которым никто не помог
пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему
прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».
Да, учителем быть почётно, даже прекрасно, но при условии, если я смогу
создать такую жизнь, в которой будет комфортно и ученикам и родителям; поэтому
моя педагогическая философия - это стремление «постичь непостижимое»,
«пробовать неиспытанное» (именно так гласит одна восточная мудрость) и
способность к совершенству, моё постоянное познание детей и самой себя,
познание детьми жизненных ценностей. Лучше всего это достигается во время
бесед, обсуждений, дискуссий. Как учитель литературы, я приглашаю учеников на
свои уроки-дискуссии, где у нас всегда есть возможность осмыслить прочитанное,
сопоставить различные подходы, рассмотреть различные точки зрения на те или
иные вопросы. Однако я всегда стараюсь показать детям, что само по себе свое
отношение, понимание, точка зрения еще ничего не определяют, так как возможны
лишь на фундаменте знания. Нужно
постараться отнестись с пониманием к тем писателям, которые, возможно, кажутся
далекими и даже чуждыми; понять их устремления, идеи, драмы, проникнуть в суть
эпохи, в которую они жили и творили.
Я нацеливаю учеников на активное соучастие в процессе постижения
авторского замысла, проникновение в художественный мир книг, исследование
текста, ведь именно по книгам мы учимся жить. И руководствуюсь при этом мудрыми словами замечательного педагога Л.С.
Айзермана: «Нам иногда кажется, что главное при изучении литературы – тот итог,
к которому мы приходим, - знания, сведения о произведении, писателе.
Между тем главное в другом – в том пути, которым мы идем, в самом
процессе собеседования, соразмышления, сочувствия в общении с автором.
Осмысление художественного текста не только путь к цели, но и сама цель».
Моя педагогическая философия – это еще и мой стиль отношений с учениками
и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы
отдавать и душу, и энергию детям. Понимать их, сопереживать происходящее вместе
с ними.
Если учитель
страдает от своей эмоциональной пустоты, то и детям приходится нелегко.
Моя педагогическая
философия и состоит в умении понимать ребёнка, его состояние. Быть с ним искренним, не забывая, что:
- если ребёнок
живёт во вражде и неприязни, он учится агрессии;
- если ребёнка
постоянно критиковать, он учится ненавидеть;
- если ребёнка высмеять,
он становиться замкнутым;
- если ребёнок
растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
- если ребёнок
растёт в терпимости, он учится понимать других;
- если ребёнка
подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребёнка
хвалят, он учится быть благородным;
- если ребёнок
растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребёнок
живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в
окружающем его
мире.
Моя педагогическая философия - это стремление научить
ребёнка быть выше происходящего, не поддаваться воле случая, воле злых и хитрых
людей.
Да, учителем быть почётно, даже прекрасно. Прекрасно! И очень трудно!
Поэтому
учитель не должен быть слабым,
так как жизнь большинство наших детей не балует, а «уменьшение любви и доброты
есть всегда уменьшение жизни» (И. Бунин). И дай, Бог, чтобы она не «сломала»
наших детей, чтобы их «опыты быстротекущей жизни» не были слишком горькими и не
оказались сильнее всего доброго и прекрасного, что может и должна заложить в
них школа, учитель.
|